Персональный сайт учителя-дефектолога

МБОУ СОШ им. П.П. Лановенчика

Шмаковой Ирины Геннадьевны

 

  

На определенной стадии освоении языка ошибка - свидетельство самостоятельности, проявление своего рода творческих способностей. Однако в дальнейшем речевые ошибки уже не могут не вызывать досады и огорчения.  

С.Н. Цейтлин.

 

 

 

 

Вопросы и ответы


Вопрос: Что делать, если сильно нарушено восприятие реальности на фоне компьютерных игр?

Ответ: Нарушение зрительного восприятия изображений предметов, животных, растений, людей, у ребенка 4-5 лет действительно может быть связано с тем, что у малыша недостаточно развиваются зрительно-пространственные представления вследствие того, что ребенок воспринимает изображения с экранов монитора компьютера, которые могут быть фантазийными, а не реальными. Развитие зрительных представлений в этом возрасте зависит от правильной организации обучения и воспитания ребенка. Родители обычно положительно относятся к тому, что ребенок может сам скачать игру, разобраться в ней, долго играть, не отвлекаясь и не беспокоить окружающих. Необходимо объяснить родителям, что ребенок, проводя время среди вымышленных персонажей компьютерной игры, уверен, что именно так, а не иначе, выглядят герои и в реальной жизни. Отставание в развитии зрительных представлений ведет к недостаточной сформированности словаря ребенка при отсутствии речевых проблем. Как правило, к 5-6 годам, т.е. по мере формирования зрительных представлений, ребенок восстанавливает равновесие между вымыслом и реальностью. Но! Родителям необходимо уделить этому аспекту развития ребенка внимание. Я думаю, что следует проконсультировать родителей о формировании зрительно-пространственных представлений у ребенка, предложить комплекс игровых упражнений, которые помогут ребенку увидеть мир в реальности.


Вопрос: Что делать, если ребенок , путает д-т, б-п, с-з, г-к?

Ответ: Уважаемые родители! Нарушение звукоразличения по глухости-звонкости согласных у ребенка дошкольного возраста связано с недостаточной сформированностью фонематического восприятия (т.е. возможностью различать звуки очень близкие по звучанию и практически одинаковые по произнесению). Если ребенок проговаривает глухие и звонкие согласные правильно, то вполне возможно исправить ситуацию в домашних условиях:

 

1. предложите ребенку произносить звуки изолированно, обратите внимание, что звонкий согласный произноситься с голосом, а глухой – практически без голоса.

2. различение в слогах. Очень медленно проговаривайте вместе с ребенком слоги с глухими и звонкими согласными. Например: па-па- ба,

то-до-то и т.д.

3. различение в словах. Медленно, четко проговаривайте слова с парными согласными. Например: дом – том, дочка – точка.

4. различение в предложениях. Предложите ребенку продолжить предложение словами с парными согласными. Например: У мамы любимая … (дочка). Воду налили в деревянную …(бочку).

5. возможно приступить к обучению чтению, используя разрезную или магнитную азбуку, специальные буквари для дошкольников.

Если ребенок не проговаривает парные согласные, заменяет их в речи на глухой, или звонкий, то необходимы логопедические занятия.


Вопрос: Что делать, если короткая уздечка под языком? Нужна ли операция?

Ответ: Короткая подъязычная складка (уздечка) может стать причиной нарушения звукопроизношения у ребенка, т.к. подвижность языка ограничена, поэтому артикуляция звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р», «Л» нарушается. Существует возможность артикуляционными упражнениями, массажем языка повлиять на размер подъязычной складки и поставить звуки. Однако, следует знать, что подобная аномалия может стать причиной неправильного формирования прикуса, поэтому необходима консультация ортодонта. Обязательно посетите с ребенком врача – стоматолога, а лучше детского ортодонта. Если вы приняли решение провести операцию, то логопедические занятия необходимо начинать сразу после заживления раны, т.е. через 5-6 дней.


 Вопрос: Ребенок не хочет заниматься, убегает, прячется. Что делать?

Ответ:  Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте формируется в игровой деятельности.  Для  малыша учебная деятельность, которая предполагает занятия, уроки не является основной, поэтому ребенок  не может воспринимать  подобную форму обучения и развития. Вам необходимо пересмотреть свою позицию воспитания сына в этом возрасте. Любая деятельность с ребенком должна носить игровой, увлекательный характер. Обязательным является хорошее настроение, ваш оптимизм, улыбка, похвала.  Нельзя требовать от ребенка то, что ему  не по силам, не по возрасту.  Понаблюдайте за собой: как вы разговариваете с ребенком, как реагируете  на его неудачи. Начните с себя! Возможно, что дело не в нем, а в вашем отношении к необходимым (на ваш взгляд) «занятиям». Я думаю, что исправить ситуацию помогут несколько советов:

  1.  Не  приказывайте ребенку: «Садись,  будем заниматься!». Замените : «Хочешь, поиграем вместе!»

  2.  Используйте больше подвижных игр .

  3.  Совместное конструирование , экспериментирование, рисование, изготовление поделок из природного материала заменят неинтересные для ребенка «занятия». Вы только начните, увидите, что и вам будет интересно, а самое главное – продуктивно!

  4.  Развивайте свои творческие способности, старайтесь увлечь ребенка деятельностью, которая интересна вам.

  5.  Больше  общайтесь, разговаривайте со своим ребенком, придумывайте сказки, веселые истории, загадки.

  6.  Если ваш ребенка посещает  какой-либо «Центр развития», следите за ситуацией: комфортно ли вашему ребенку, может ли он справляться с той формой  обучения, которая предлагается педагогами.

  7. Используйте нетрадиционные пособия для развития, например, лепить можно из теста, рисовать пальчиками, ладошками, заучивать смешные стихи, выкладывать фигуры из спичек, зубочисток. Все новое  привлекает внимание ребенка.

  8. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми: ваш малыш, как и любой другой,  уникален.

 

Конечно, необходимо обратиться к логопеду, если у ребенка наблюдаются речевые нарушения. Желаю вам удачи!


 Вопрос: У ребенка в 2 года практически нет речи. Что делать?

Ответ: Развитие речи у каждого ребенка происходит  очень индивидуально:  есть дети, которые уже к 1,6 годам могут порадовать своих родителей разумными и понятными высказываниями, но есть малыши с задержкой речевого развития. Как правило – первые слова появляются в активном словаре ребенка к 1 году (10 -12 слов), фраза к 1.6 – 2.5 лет. У девочек речевое развитие происходит интенсивнее, чем у мальчиков. Первое, что необходимо сделать родителям, если речевое развитие ребенка задерживается  - полностью удостовериться, что у ребенка в порядке физиологический слух  (в этом может помочь детский врач: педиатр, лор-врач).

Второе: обязательно проконсультируйтесь у детского невропатолога, психоневролога (если были родовые проблемы: кесарево сечение, асфиксия плода и т.д.  Как правило, именно эти дети в группе риска относительно речевого развития. Обязательно обратите внимание! Терапия, оказанная вовремя поможет избежать трудностей в развитии ребенка.  Не следует бояться визитов к специалистам)

Третье! У вашего малыша есть речевая реакция в виде коротких слов, слогов, звукоподражаний – это очень хорошо, есть от чего оттолкнуться в работе с вашим ребенком. Поддерживайте любую речевую реакцию, многократно повторяйте ребенку названия предметов, вещей, игрушек (следите, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо, видел вашу артикуляцию).

 Обязательно развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, собирайте конструкторы, кубики – занимайтесь, играйте, читайте короткие стихи, распевки, потешки, сказки.  Никогда не молчите, когда гуляете: все режимные моменты сопровождайте выразительной речью. Хороший результат дает слушание детских песенок.  Не думаю, что необходимы логопедические занятия, на данном этапе необходим родительский труд. Желаю удачи!


Вопрос: Что лучше для ребенка: логопедическая группа, или платные индивидуальные занятия с логопедом?

Ответ: Уважаемые родители!  Логопедические занятия имеют своей целью скорректировать речевое развитие ребенка. Проблемы речевого характера могут быть разнообразными по  сложности и протяженности коррекционно-развивающей работы логопеда с ребенком.  Индивидуальные занятия являются эффективными при постановке и автоматизации звуков ( звуков (Р), (Л), группы шипящих звуков).  Если  ребенок не выговаривает определенные звуки, но не имеет нарушений слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи и развитие связной речи соответствует возрасту, то вполне можно заниматься в индивидуальном порядке. Другой вопрос, если логопедическое обследование ребенка выявило проблемы общего развития речи, т.е. всех компонентов речевой деятельности (см. выше), то в этом случае эффективным способом  оказания логопедической помощи является логопедическая группа.  Преимущества логогруппы:

1. Программное обеспечение (коррекционно-развивающая работа по всем видам речевой деятельности ребенка);

2.Развитие социально-коммуникативных навыков детей с  проблемами речевого развития;

3. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ и другими специалистами;

4. Ежедневное пребывание ребенка в группе, что делает работу логопеда с ребенком более регулярной и эффективной;

5. Подготовка к школьному обучению  является специфической, что входит в задачи работы логогруппы.

Могу посоветовать следующее: если в ДОУ формируется логопедическая группа,  если логопед рекомендует перевод ребенка в эту группу, значит, посещение вашим малышом  логопедических занятий необходим именно в рамках группы. Все неудобства, связанные с адаптацией ребенка к новым условиям, поверьте мне, будут носить временный характер. Дети очень любят фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом, что является стимулом для посещения ребенком ДОУ.  Желаю успехов!


Вопрос: Ребенку  поставили пластинку для выравнивания зубов. Очень ухудшилась речь. Что делать?

Ответ: Уважаемые родители! Прикус и состояние зубов влияют на качество звукопроизношения и дикцию. Если ребенку необходимо ношение ортопедической стоматологической пластины, то придется смириться с потерей качества дикции. Однако, если у ребенка были правильно поставлены звуки речи, то, уверяю вас, проблема быстро исчезнет: ребенок адаптируется и восстановит дикцию. Если у вашего ребенка нарушение звукопроизношения, или звуки автоматизируются  в свободной речи, то следует обратиться к логопеду и посещать логопедические занятия. Обязательно проконсультируйтесь у врача-стоматолога, как правило, врачи рекомендуют логозанятия, если кончик языка массивный и находится между зубами, когда ребенок разговаривает. (это влияет на формирование прикуса и правильное развитие передних зубов, т.к. язычок их «выталкивает» вперед). Учитывайте, что ношение пластины – это испытание для малыша: относитесь с пониманием, не раздражайтесь, не сетуйте на то, что ребенок плохо говорит – это временное явление.


Вопрос: Какие тетради можно использовать для подготовки к письму и чтению?

Ответ: Уважаемые родители! Подготовка ребенка к школе - это важный этап в жизни всей семьи, так как родители хотят , чтобы их малыш был успешен, чтобы у него все получалось сразу и хорошо. Но! Хочу вас уверить - так не бывает. Ребенок и вы должны будете пройти трудности адаптации к школьному обучению, потому что меняется основная деятельность ребенка - учебная деятельность сменяет игровую. Многие родители считают необходимым помимо детского сада, где осуществляется подготовка к школе, посещать с ребенком различные дополнительные занятия, нанимать учителей для индивидуальных занятий.  Думаю, что это больше успокаивает родителей, чем реально готовит к школьному обучению будущего первоклассника. Почему?  Именно вы - родители должны понимать, что может помешать ребенку быть успешным в школе. Как он умеет общаться, слушать, запоминать, думать, сотрудничать с детьми и взрослыми, насколько развита речь, общая и мелкая моторика. Тетради-прописи - это хороший обучающий материал, но не основной. Ребенок должен рисовать, лепить, раскрашивать, мастерить, конструировать- это тоже подготовка к школе! Не забывайте об этом. Хорошая серия тетрадей - "Солнечные ступеньки" (они есть во всех книжных магазинах, т.к. серия проверена и популярна), очень хороший материал у авторов Коноваленко Т.В., Гомзяк (альбомы "Пишем и читаем"). Особое внимание! Правильно ли ребенок держит ручку, карандаш, кисточку. Если неправильно, исправляйте, обучайте ( бережно возьмите руку ребенка в свою, настройте его пальчики, вместе выполняйте движения). Не рекомендую обучать ребенка письменным (строчным и заглавным) буквам. Только печатные буквы! Письменным будет обучать учитель. Линии в печатных буквах писать сверху- вниз, слева- направо. Желаю вам удачи!


Вопрос: Ребенок заканчивает 1 класс. С речью все в порядке, но в тетрадках  очень много ошибок, исправлений. Что делать?

Ответ: Ваше беспокойство по поводу  результатов обучения ребенка письму совершенно обоснованно. Я предполагаю, что не только в тетрадях по русскому языку многочисленные ошибки и исправления: просто на уроках  русского языка дети пишут больше. Если у ребенка нет речевых нарушений, т.е. речь грамматически правильная, звукопроизношение соответствует произносительным нормам родного языка, ребенок понятно выражает свои мысли, умеет вести диалог, то скорее всего,  причина неуспешности обучения заключается в замедленном темпе формирования учебных навыков.  В этом случае правильнее будет проконсультироваться у школьного психолога, который определит уровень сформированности  универсальной учебной деятельности (УУД) у ребенка на момент окончания первого класса и даст рекомендации. Хочу вас предупредить: не обвиняйте ребенка, учителя, себя. Есть все шансы  исправить ситуацию. Начните прямо сейчас:

1. Летом ваш ребенок должен  читать то, что ему нравится.  (Не думаю, что это будет учебник по чтению 2 класса). Интересно может быть совсем другое – это право вашего ребенка. Обратите внимание на чтение.

2. Пишите с вашим ребенком каждый день 15 – 20 минут. Лучше списывать

  5-6 предложений, можно диктовать, но очень медленно, четко произнося каждое слово так, как оно пишется. Сделайте эти занятия регулярными, заинтересуйте ребенка результатом, чаще хвалите. Главное – ребенок должен видеть вашу улыбку, ощущать ваше хорошее настроение, когда вы с ним занимаетесь. Определите время занятий в режиме дня ребенка и старайтесь придерживаться этого времени. Всегда определяйте объем письменного упражнения заранее (старайтесь договариваться, помните,  что трудно дается - вызывает негативную реакцию у детей).

3. Занятия по русскому языку можно сделать очень интересными, если приобрести специальный дидактический материал ( это карточки «Найди ошибку», «Вставь Букву», рабочие тетради по русскому языку «Летние задания»).

Зайдите в книжный магазин, посмотрите пособия для 1 класса. Весь дидактический материал в этих пособиях строится с учетом  изучения тем и правил по русскому языку в 1 классе, что очень важно для вашего ребенка.


Вопрос: Ребенок может произносить все звуки отдельно, но в речи не проговаривает, поэтому речь непонятна. Что делать?
Ответ: Уважаемые родители, необходимо понимать, что нарушение звукопроизношения  тесно связано с несформированностью других базовых структур речевого развития ребенка: фонематическим восприятием (различением звуков речи на слух), слоговой структурой слова (проговаривание всех слогов в слове), грамматическим строем речи (употребление окончаний в слове, предлогов, правильное согласование частей речи в роде, числе, падеже). Если ребенок к 5 годам научился правильно произносить все группы звуков (свистящие, шипящие, соноры р-л), то это уже хорошо. Для того, что бы ребенок ввел все группы звуков в речь, необходимо:

1.  Понимать, что ребенку трудно это сделать быстро, т.е. так, как вы хотите. Ребенок должен услышать звуки, научиться их различать в словах, добиться легкости их произношения. Это вопрос времени и вашей настойчивости.

2.  Обязательно, если вы не посещаете логозанятий, приобретайте  альбомы, пособия по автоматизации звуков ( этот материал есть в книжных магазинах). Как правило, занятия по этим альбомам увлекают ребенка, да и вам будет проще правильно построить работу по развитию речи в игровой форме.

3. Старайтесь быть внимательнее к речи, не пропускайте речевые ошибки, в корректной форме обращайте внимание ребенка  на неправильное произнесение слов. Однако, не советую быть придирчивыми, просто проговаривайте сложное для ребенка слово вместе с ним, если отказывается, то просто повторите сами  ( четко, по слогам)

4. Играйте с вашим малышом, не забывайте – это ребенок! Можно использовать мяч (игра «Повтори-ка»), любую куклу (игра «Научу тебя говорить»). Проявите фантазию!

5. Вашему ребенку почти 6 лет – можно учиться читать по специальному букварю (для дете 6 лет). Начинать следует с букв и звуков, которые ребенок произносит правильно.

6. Больше песен, стихов, которые нужно заучивать правильно.

7. Обязательно развивайте мелкую моторику у ребенка: рисуйте, клейте, лепите, пишите в специальных прописях для детей 6 лет, вырезайте, делайте различные поделки.

8. Больше читайте своему ребенку, особенно стихов и коротких сказок (их можно пересказывать, придумывать продолжение). Не увлекайтесь крупными произведениями – ребенку важно услышать и запомнить речевой материал, а это легче сделать на небольшом объеме сказки, истории, или стихотворении.

9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые говорят на ваш взгляд лучше. Ваш ребенок уникален! Все проблемы развития, воспитания и обучения малыша решаются вашим вниманием, терпением и любовью.


Вопрос:  Почему письмо так трудно дается?

Ответ:  На начальном этапе обучения письму ребенок должен:

одновременно направлять свое внимание на разные виды деятельности: слушать, слышать и анализировать звук, удерживать его в памяти, соотносить фонему (звук) и графему (букву), которую нужно написать;
помнить графические образы буквы;
знать и уметь выполнить правильную последовательность движения руки при написании буквы;
соблюдать конфигурацию буквы, соотношение штрихов, величину;
удерживать в памяти последовательность звуков и букв при письме слова.     Для ребенка 6-7 лет это сложные задачи, поэтому возникают трудности обучения письму.


Вопрос: Как обучать письму леворукого ребенка?

Ответ: Есть особые правила обучения леворуких детей. Эти правила касаются положения тетради на столе, способа держать ручку и освещенность рабочего места.

 Тетрадь наклонена вправо и сдвинута ближе к левой руке.
 Ручку держать чуть выше, чем праворукий ( 3-4 см от кончика ручки; при этом пальцы должны не прогибаться под углом, а охватывать ручку большим и указательным пальцем)
 Свет при письме должен падать справа ( в классе ребенок должен сидеть у окна, где больше света)


Вопрос: Ребенок испытывает трудности в обучении письму. Когда следует обратиться к логопеду?

Ответ: Можно выделить следующие показатели:

нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношений частей букв. Если такие нарушения встречаются более чем в 50% всех букв, можно говорить об искажении почерка.
 неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при написании букв, зеркальное письмо (оптические ошибки)
 смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, г-к, з-с и т.д.), перестановки, слияния букв, слогов.
 пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение букв, слогов.
очень медленный темп письма, низкая плотность работы (тремор руки). Трудность выполнения связных движении, «печатание» букв.


Вопрос: Как помочь ребенку с дисграфическими и дислексическими нарушениями?

Ответ:

Любой ребенок в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной коррекционной помощи.
Основой выбора форм и методов коррекции должны быть не нарушения письма и чтения, а коррекция вызывающих их причин.
Коррекция дисграфии и дислексии – системный процесс, включающий меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.д.) и специфической (связанной с особенностями ребенка или несформированностью познавательных функций) помощи.
Вопрос: Ребенок учит правила, но не применяет их.Что делать?
Ответ: Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дезографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе. В 5-6 классах проблема не исчезает. При коррекционной работе с детьми, имеющими дизографические ошибки, целесообразно использовать различные виды диктантов, которые проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания . Необходимо развивать орфографическую зоркость с помощью заданий на исправление ошибок, подбор проверочных слов.

Дети с дизорфографией принадлежат к той группе обучающихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи.


Вопрос: У ребенка горловое произношение звука "Р". Возможно ли исправить?
Ответ: Горловое произношение звука "Р" - это картавость, при которой звук образуется в результате того, что вибрирует мягкое небо или язычок, на который попадает выдыхаемый воздух, а не кончик языка у твердого неба. Как в случае отсутствия звука, так и при дефектном произношении, применяется единая схема коррекции, но с некоторыми особенностями. Начать работу следует с артикуляционных упражнений для языка и губ. Ребенок должен научиться поднимать язык к небу, удерживать его в этом положении, выдвигать кончик языка, укреплять его, чтобы в дальнейшем получилась вибрация. Следует обратить внимание на состояние подъязычной складки (уздечки): возможно она короткая, плотная, что не даст возможности правильной артикуляции (требуется консультация стоматолога). Необходимо обратиться к логопеду для постановки звука. Но!!! Самое трудное при данном нарушении звукопроизношения - это научить ребенка пользоваться поставленным звуком в свободной речи, так как ваш малыш успел привыкнуть к неправильной артикуляции звука "Р". В этом случае только взаимодействие семьи и специалиста может дать положительный результат. Обязательно проявите заинтересованность в исправлении дефекта звукопроизношения.


Вопрос: Ребенок неправильно согласовывает части речи.Что делать?

Ответ: Если ребенок в 6 лет неправильно согласовывает части речи,  то можно предположить нарушение формирования лексико-грамматического строя речи.  Подобные трудности в развитии речи ребенка могут быть  обусловлены:

1 Задержкой речевого развития в целом (позднее начало становления речи);

2 Нарушением звукопроизношения, связанного с поражением фонематического восприятия (речевого восприятия);

3 Недостаточность языкового внимания, т.е.  «чувства языка» у ребенка;

4 Недостаточное внимание родителей к речевому развитию малыша.

Как помочь вашему ребенку?

1  Ребенок до поступления в школу справится с этой проблемой (вашему мальчику 6 лет, у него и вас есть время);  

2 Конечно, вам следует проявить внимание к речи ребенка: терпеливо исправлять, показывать, как говорить правильно;

3 Обязательно играйте с ребенком в речевые игры  (подбери слово к слову, которое я скажу – красный, красная, красное, или мой - …., моя - …., мое-……, или папа что сделал? Девочка что сделала? И т.д.),  проявите фантазию!

4 Больше читайте ребенку, особенно диалоговых сказок, стихов. Ваш ребенок  обязательно полюбит творчество  детских писателей – Э.Н Успенского, В. Сутеева,

Б. Заходера, А. Барто. Покажите ребёнку выразительное чтение, заучивайте наизусть небольшие стихи, скороговорки, песенки (только не пугайте ребенка объемом произведения!)  Возможно, ребенок не хочет слушать;  к чтению необходимо приучать – это родительский труд.

Просмотр мультфильма не может заменить мамино чтение, т.к. при зрительном восприятии снижается уровень слухового внимания.

5 Учите ребенка читать в игровой форме (вам помогут презентации проекта «Буквы, звуки я учу!)

Цель данной работы состоит не столько в обучении чтению, сколько в развития «чувства языка»


Вопрос:  "Зеркальное" написание букв. Что делать?

Ответ: Среди различных специфических затруднений в письменной речи,  выделяется группа оптико-моторных ошибок. Это замена букв, похожих по написанию, неправильное расположение элементов букв (зеркальное написание), недописывание элементов букв. Ребенок, начав писать букву с элемента, которым начинаются и другие, похожие буквы, с трудом переключается на движение, продолжающее письмо следующего нужного элемента. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-моторных ошибок. Оптико-моторные ошибки часто сочетаются с другими нарушениями письма. Во время школьного обучения бывает так, что ошибки иного рода постепенно преодолеваются, а вот путать буквы ученики продолжают даже в среднем звене, особенно в периоды утомления и ухудшения самочувствия. Для устранения этого явления нужно сформировать у ребенка четкие графические образы букв  (особенно правостороннее и левостороннее написание элементов букв). В  случаях «зеркального» написания, необходимо начать работу по развитию пространственных представлений (лево-право, выше-ниже и т.д.), особое внимание – осознанию пространственного положения собственного тела  относительно  предметов, или других людей (справа от меня, выше меня, напротив меня справа, слева). Учителя обычно предлагают прописать 1-2 строчки сходных по написанию букв, что не решает проблему. Если у вас есть возможность обратиться к учителю-логопеду, не затягивайте, запишите ребенка на занятия. Если такая возможность отсутствует, попробуйте самостоятельно проработать материалы проекта «Такие похожие разные буквы» (раздел - информация для коллег).

 

Дата последнего обновления страницы 03.03.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»